Сету - потомки чуди-эстов. Отделение сету от эстонцев началось ещё в XIII веке. После завоевания Ливонии крестоносцами и после падения русского Юрьева (Дерпт, Тарту) часть сету бежали на восток, на псковские земли, где они долгое время сохраняли язычество. 3десь, находясь в зоне влияния православного Псковского государства, с одной стороны, и католического Ливонского ордена, с другой, на протяжении Средних веков финно-угорское население этноконтактной зоны эпизодически обращалось в христианство, но основная масса населения оставались язычниками.
Искоренение язычества у чуди, ижоры и води нужно относить в XVI веку, когда по приказу Ивана Грозного инок новгородский Илья исполнил эту миссию в 1534-1535 годах. Интенсивное же обращение в христианство чуди-эстов, живших на границе Ливонского ордена и бывшей Псковской феодальной республики, имело место лишь в ходе Ливонской войны во второй половине XVI века. Обращение их в православие укрепило основу формирования этноса сету.
Деятельность мощного религиозного центра - Псково-Печорского монастыря закрепило одно из основных отличий сету от эстонцев - принадлежность православному христианству.
Сету представляют собой сплав двух культур, в результате которого образовалась самобытная сетусская культура, достигшая своего расцвета в период Российской империи. В те времена сету обладали культурной автономией в границах Псковской губернии.
Русские иногда называли место проживания сету Сетукезией. Эстонское название этих земель - Сетомаа (Setomaa), или "земля сету".
После Тартуского мирного договора земли нынешнего Печорского района отошли к Эстонии. Таким образом, вся Сетукезия оказалась частью территории Эстонской республики. В 1944 году Печорский район вошёл во вновь созданную Псковскую область.
Граница между РСФСР И ЭССР рассекла территорию расселения сету на две части. Ощутимых последствий для этнокультурных контактов это не повлекло, так как граница имела статус административной. Население без труда могло её пересекать во всех направлениях. В то же время расколотая на две части Сетомаа так и не получила культурной автономии, поскольку чётких этнических границ, как это бывает в этнокультурных зонах, не было.
С обретением Эстонией независимости сообщество сету оказались впервые в истории реально расколото на две части в связи с государственным статусом границы и введением визового режима между Эстонской республикой и Российской Федерацией.
Численность сету росла до начала XX века. С середины XIX века до начала XX века их численность выросла с 9 тысяч до 21 тысячи (своего максимума). После этого численность этого народа стала сокращаться. В 1945 году в псковской части Сетомаа численность сету составляла менее 6 тысяч человек.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий